Когда заводят разговор об искусстве 17-го века, обычно подразумевают два главных стиля — барокко с классицизмом и третье, реалистическое направление, находящееся вне какого либо стиля. Все три стиля существовали сразу, а время от времени соединялись в одном монументе, что не всегда позволяет утверждать что произведение того периода относится к какому-нибудь одному стилю.

Принято считать, что барокко берет свое начало из Рима, а более колоритные эталоны архитектуры этого стиля были сделаны в Италии, Южной Германии, Испании, Польше, Португалии, Чехии, Литве, в колониях Испании и Португалии в Латинской Америке. В каждой из этих стран церковная власть была столь велика, что барокко стал основным стилем используемом при строительстве.

Первый памятник архитектуры, построенный в стиле барокко, была церковь ордена иезуитов — «Chiesa del Sacro Nome di Gesù» в Риме, которое начато было в 1568г. по проекту Jiakomo da Vignola. Явление миру нового стиля в архитектуре в полной мере отражено на главном фасаде церкви, законченном в 1575г. по проекту Giacomo della Porta: колонны и пилястры сближаются, группируясь парами, антаблемент разрывается, в поверхность фасада добавляются с избытком сильные ритмичные элементы.

Наиболее видными мастерами барокко в Италии считались Bernini Giovanni Lorenzo, который сотворил ансамбль Площади Святого Петра в Риме, огромное количество статуй и фонтанов, и Borromini Francesco Castelli, проектами которого были, в том числе, церковь San Carlo alle Quattro Fontane, церковь Sant’Ivo alla Sapienza в Риме.

Архитектура стиля барокко характеризуется полным несоблюдением равновесия между массой и пространством, нарушением гармонии ненесущих и несущих частей, нет того спокойного и размеренного ритма, которые были присущи архитектуре эпохи Возрождения. Массы строения оживают, приходят в движение, строительные формы начинают вытеснять друг дружку, разрывают границы точных геометрических очертаний, жесткий материал преобразуется в послушную массу, декоративные детали делают затейливую игру света и тени.

В планах построек в стиле барокко изобилуют сложные очертания из сопряженных овалов и других геометрически неправильных форм. Как наружное, так и внутреннее место врубается в эту исступленную борьбу. Фасады барочных построек, затейливо изгибаясь, затягивает в свое неспокойное и бурлящее жизнью движение прилегающие площади и улицы. Архитек

тура барокко — это архитектура масштабных городских и пригородных ансамблей, давших мощнейший импульс для предстоящего развития градостроительства.

Во Франции, был воплощен в реальность один из самых восхитительных дворцовых ансамблей в архитектурном стиле барокко — Версаль (1668г.-1689г.), ставший прототипом для шикарных резиденций не одного европейского монарха, не исключая и российских царей. Для барокко типично создание больших ансамблей, в коих архитектура, живопись, статуя, театр, музыка, садово-парковое и декоративно-прикладное искусство составляют одно целое, на котором как бы лежит печать парадности, торжественности, пышности.

В России стиль барокко появился в 18-ом веке.  Новые порядки при царском дворе и современные правила для нового российского дворянства, вводимые с завидным упорством еще со времен Петра I, требовали строительства дворцов по европейскому типу, в которых было давать шикарные балы, устраивать праздничные приемы и обильные обеды. Самому Петру I больше была по душе протестантская сдержанность архитектуры Голландии, но для его дочери, Елизаветы Петровны, были более близкими формы пышного итальянского барокко.

В годы, когда она правила (1741г.-1761г.) появились эталонные образцы российского барокко. Отличался он от итальянского мирской жизнерадостностью и полнейшим отсутствием религиозного мистицизма, а от австрийского или немецкого — монументальным размахом и подчеркнутой масштабностью строительных ансамблей.

Самым знаменитым архитектором в России того времени творившем в стиле барокко был Bartolomeo Francesco Rastrelli. Только ему удалось выстроить Царскосельский  дворец так, чтобы он полностью соответствовал запросам и вкусу Елизаветы. Фасад дворца ритмически разделен белоснежными колоннами, выделяющимися на голубом фоне, так что не может быть и речи о какой-то монотонности. Только внимательно вглядевшись , можно открыть для себя что за хором колонн и пилястров скрывается обычное 3-х ризалитное построение дворца.

Другим не менее известным творением Растрелли считается Зимний дворец с прекрасной парадной лестницей, с использованием любимых им фальшокон — зеркал зрительно расширяющих пространство вокруг. Стоит упомянуть и Смольный собор в Санкт-Петербурге в котором нельзя не узнать стиль Растрелли. Даже в маленьких своих творениях, таких, как собор Смольного монастыря, он смог создать живую игру света и цвета, которые обеспечат приподнятое настроение, праздничный ритм форм, неповторимый силуэт пятиглавого завершения.