Своеобразное сочетание «римских» и «египетских» мотивов проявилось в использовании красного дерева и золоченой бронзы. Яркие произведения выдающегося бронзовщика Парижа П.-Ф.Томира и его мастерской можно считать настоящими произведениями искусства. Замечательно выглядят изготовленные Томиром и его учениками бронзовые детали мебели, различные вазы, корпуса часов и многочисленные светильники: канделябры, бра, треножники. С 1805 года П.-Ф. Томир служил при дворе Наполеона чеканщиком; в его изделиях явственно просматривается отличие ампирной декорации от подлинного классицизма.

Характерно, что движение (эволюция) художественных стилей во Франции: Рококо- Неоклассицизм – Ампир напоминает, но в обратном порядке, развитие искусства Италии 16 века: Классицизм эпохи Возрождения – Маньеризм – Барокко.

Во Франции начала 19 столетия в искусстве стиля ампир господствовали историзм, рационализм, декоративность и нормативность, а в более поздний период – открытая эклектика. В 1804-1806 годах парижский особняк принца Евгения Богарне (пасынка Наполеона) и его сестры Гортензии был оформлен в самых разных стилях. В его интерьерах соседствуют египетские, римские. «помпеянские» и «турецкие» мотивы. Иногда наполеоновский ориентализм доходит почти до китча…Скорее всего, все эти разрушительные тенденции, а не только политическое поражение Наполеона привели к быстрому перерождению ампира в «стиль Карла X».

Ампир не создал никаких течений и школ. Этот стиль совсем не интернационален, как, например, стиль Готики.  Правильнее называть ампиром лишь искусство Франции начала 19 века. Это период владычества императора Наполеона, который определялся его притязаниями на мировое господство. Завоеванные Наполеоном страны были вынуждены принимать и терпеть этот чуждый им художественный стиль, который насаждался насильственно.

Поэтому очень заметно, что стиль этот так до конца и не привился на завоеванных территориях. Австрия и Германия явила в качестве своеобразной художественной оппозиции стиль Бидермайер, все-таки имевший некоторые ампирные черты; в Англии ампиром условно называют «стиль Георга IV», наступившего после английского стиля «ридженси», а в правление королевы Виктории проявил себя так называемый «Британский ампир».

Россия же пошла другим путем: страна-победительница добровольно приняла имперский стиль. Но почему? Дело в том, что еще до Отечественной войны 1812 года придворные архитекторы Наполеона Персье и Фонтен посылали в Россию через французского посла альбомы с видами строившихся зданий в Париже. Русская аристократия буквально попала под гипноз французской моды. Сам язык, одежда, мебель и парфюм стали господствовать в русских столицах. Уже упоминавшиеся два французских архитектора в 1814 году передали русскому императору Александру 13 альбомов с рисунками пером и акварелью.

Это были проекты интерьера и мебели. Впоследствии эти альбомы послужили в создании нового художественного стиля – русского петербургского ампира. Характерно то, что эти альбомы были опубликованы в самой Франции много лет спустя – в 1892 году.