Архитектура античности всегда была значима еще со времен своего появления  и сохранила актуальность  до сегодняшнего времени. Античное зодчество наследовали, его много раз копировали, даже противостояли ему; тем не менее оно никогда не находилось в тени и никогда не было забытым.

Неоклассицизм, как стиль в искусстве, тоже обращается к искусству античности.  Ближе к завершению 18 века Франция испытала сильную потребность в возвращении к классике.  Ее классические пропорции, античные формы и мотивы, стремление к уюту и гармонии вызывали ностальгические настроения по былым античным временам.  В неоклассицизме все это соединяется с жаждой новизны и обновления, внесение «свежего дыхания» в искусство архитектуры. Естественно, что неоклассицизм имеет много общих черт с классицизмом, только классические формы здесь более усовершенствованы.  Очень популярны архитектурные фронтоны, по стилю напоминающие антику: причудливые раковины, стебли и листья украшают античные фигуры. Мебель, изготовленная в стиле неоклассицизма, очень изящна и легка, ее формы довольно лаконичны.

Здания стиля неоклассицизма отличаются прежде всего симметрией: прямоугольный фасад и крыша в форме купола отлично смотрятся с высокими колоннами, величина которых сравнима с высотой здания.Здание в стиле неокласицизм

Французский Неоклассицизм, носящий еще название «ампир», просуществовал сравнительно небольшой период. Этот оригинальный художественный стиль проявился в знаменательное историческое время: конец правления Директории и год коронации Наполеона (1799- 1804) и время вновь вошедших на престол Бурбонов (1814-1815). Как уже говорилось, неоклассицизм во Франции возник на естественном интересе к античности; был усилен идеями Просвещения, а также революцией и ее гражданскими идеалами. Однако со временем он незаметно переродился  в стиль помпезный и напыщенный, холодный стиль имперской власти.

Император Наполеон стремился не просто к славе, а славе особой: блестящей славе римских императоров. Как мы знаем, первоначально стиль классицизм был ориентирован на Грецию и особенно Афины времен Перикла. А художникам эпохи Наполеона Бонапарта было строго указано забыть искусство Греции и брать за образцы только принципы и формы Древнего Рима. Ампир эпохи Наполеона – жесткий и холодный. Такими определениями наградили этот стиль независимо друг от друга французский поэт Поль Верлен и советский искусствовед Игорь Грабарь.

Стиль ампир все-таки показывает вырождение подлинных форм и черт классицизма, его духовного содержания и культурно-исторического смысла. Тем не менее во Франции неоклассицизм не был каким-то переворотом в развитии стилей, а лишь являлся своеобразным видоизменением тех привычных и знакомых элементов классики, ставших известными еще со времен Людовика XIV или даже раньше – Франциска I.