Готика… Кажется, даже людям, далеким от искусства, это слово знакомо. В памяти сразу возникают архитектурные образы: величественные соборы, парящие вверх, которые  словно стремятся к Богу. Название происходит от слова готов, варварского племени, разграбившему в 410 году Рим. «Вечный город» Рим пал; замечательный период античности закончился и пришло время средних веков европейской культурной истории.

Итальянское Возрождение – целый этап истории. В то время готику совершенно не признавали, не замечали ее художественной ценности и дали ей название «варварской», как уходящей эпохе средневековья.  Тем не менее, готический стиль искусства более зрелый, чем романский, т.к. он  был ближе к жизни, природе и человеку. Готическое искусство включало в себя весь спектр средневековых знаний, с их довольно сложными и противоречивыми  представлениями и переживаниями; оно находилось под сильнейшим влиянием церкви.

Именно церковная догматика заставила выдающихся мастеров прошлого создавать замечательные произведения искусства, в которых символика и аллегорика образов воплощали в себе, прежде всего любовь к жизни во всех ее проявлениях, любовь к конкретному человеку, любовь к природе и отношения к ней человека. Одухотворенность  готики, ее мечтательность  и взволнованность  свидетельствуют об истинности обновления и возрождения нового человека, а не только  предмета архитектуры.  Появился нарастающий  интерес к конкретному человеку, к его  духовным чувствам, к его индивидуальному «я».

Все это подготовило расцвет Искусства Возрождения. Однако мы говорим о Готике. Чем она привлекательна? Представьте себе (или себя) туриста. Находившись пешком по знаменательным местам  Италии или Испании, путешественнику  требуется отдых и прохлада.  Где ее найти? Только в соборе, где всегда прохладно.  Величественный собор, устремившийся своими куполами вверх, подарит вам глубочайшее отдохновение от мирских забот и успокоение от всех житейских нужд. Отдайтесь воздействию собора!

Готические соборы  всегда поглощают энергию, тем самым давая новую энергию своим великолепием  нефов, резных окон и скульптурой отделки. В развитии средневекового искусства готический стиль стал завершающим этапом для стран Западной и Центральной  Европы. Католическая церковь и ее феодально-церковные правила сохранялись  в идеологии и культуре готики.

Готика и ее характерные черты

Когда мы видим готический собор, мы воспринимаем его, прежде всего как высший образец синтеза архитектуры, живописи и скульптуры. Огромное пространство собора, никак не соизмеримое с человеком, возвышающаяся вертикаль башен и сводов готического собора оказывали особое эмоциональное воздействие на верующих людей. Этому способствует богатое  декоративное убранство собора: каменное кружево стен, стрельчатые арки и длинные внешние столбы – контрфорсы. А преобладающие по цвету витражи – красный, синий, желтый – заставляют по-новому увидеть  статуи и их «общение  друг с другом».

Европа 12 столетия.… Именно в это время взмыли вверх каменные шпили соборов Чехии, Испании, Англии, Франции. Зодчие тех времен были очень знамениты; их искусство и имена навсегда остались в истории. Любой готический собор – это загадка. Посмотрите на скульптуру! Рядом со святыми персонажами из Библии соседствуют разные неведомые, диковинные существа с христианской символикой. Во Франции каменные готические соборы обрели свою классическую форму. К поперечному нефу 3-5-нефных базилик примыкают радикальные капеллы («венец капелл»).