Ранняя готика

Как уже говорилось, Франция была лидером в постройке соборов готического стиля.  Первые, хорошо сохранившиеся соборы в Шартре и Париже относятся именно к этому периоду.  Несколько позже появились подобные соборы в других европейских странах: Кельне (Германия), в Утрехте (Нидерланды), а также в Праге (Чехия) и Англии (Вестминстерское аббатство). Отряды крестоносцев, дошедшие до Сирии, Кипра и Родоса, принесли образцы готики и в эти страны.

Поздняя готика

Поздняя готика определяется концом 14 – началом 16 века. В это время появляются настенные росписи на светские сюжеты (например, в Авиньонском дворце). Готский стиль продолжался воспроизводиться в Швейцарии (собор в Берне) и в Вене (собор св. Стефана).

 Готический стиль в разных странах мира

Почему- то Италия долго не признавала стиль готики, считая его устрашающим и подавляющим сознание человека. Тем не менее готический стиль  в архитектуре продолжал успешно развиваться в странах Европы. Естественно, какие-то изменения коснулись и более поздних строений. Например, в странах Скандинавии это очень заметно. Английская, французская и немецкая кирпичная готическая кладка сказалась на мастерстве зодчих Норвегии (собор в Тронхейме), в Швеции (церковь в Вадстене).

А в Испании готический стиль претерпел влияние мавританского искусства. Как известно, арабы-завоеватели оставили после себя довольно внушительное культурное наследие. В Каталонии и Южной Испании готический стиль представлен в интерьере собора в Жероне (1325-1607 гг.), а сводчатые залы в здании биржи на острове Пальма де Мальорка прекрасно характеризуют готику 15 века.

В Италии долго не спешила уйти в небытие романская культура. Архитектура ее храмов и   декор сочетались со статичностью общего облика здания, в ней просматривалась ясная пропорциональность интерьеров, а мраморная облицовка фасадов подчеркивала готический стиль. Яркий пример этому мы видим при осмотре собора в Сиене и церкви Санта –Мария Новелла во Флоренции.

Особое место занимает распространение готического стиля в Венеции. В эту «водную республику» готический стиль также проник. И проплывая по многочисленным каналам плавучего города, мы можем видеть эти здания, выделяющиеся своей особенной архитектурой. Более того, воздействие венецианской готики оказало свое влияние и на архитектуру Крита, Греции и Далмации ( Хорватия).

Внешняя суровость форм соборов в Венгрии контрастирует с ярким нарядным декором башен, окон и порталов. Примером тому может служить церковь св. Михаила в Шопроне или замок в Вышеграде. А в соседней Чехии широко известен собор св. Вита, а также  Карлов мост в Праге, любимейшее место для романтических прогулок местных жителей и путешественников.

Позднее готический стиль буквально заполонил всю оставшуюся Восточную Европу. Огромный Домский собор в Риге и сейчас поражает своей монументальностью и величием. Страны Балтии, хотя и позднее, много взяли из средневековой Западной Европы. К 15 веку полностью оформился готический облик Таллинна. Кто бывал там, знает, как приятно идти по мощеным старым улочкам города и ощущать средневековую вечность.

Стиль интерьера

Готику узнать довольно легко даже неподготовленному туристу. В этом архитектурном стиле логически переплелись многие понятия и значения: духовность находится рядом с сатирой, физическая красота и возвышенные чувства соседствуют с нравственным страданием и одновременно с жизнестойкостью человека. Кроме того, в готическом стиле чувствуется полет фантазии, фольклор и даже определенные жизненные ситуации.

Постепенно, по мере накопления эмпирических знаний, возрос интерес к реальности, изучению натуры, познанию творческой индивидуальности человека. Все это определило переход к новой системе восприятия действительности и познания мира – Возрождению.

В течение 16 века ренессансная культура полностью сменила готический стиль, который стал всего лишь отголоском истории, однако величественные соборы стран Западной Европы напоминают нам об этом.